Приятно, загорая на даче жарким летним деньком,
достать из холодильника бутылочку освежающего напитка. Или, выехав за город
промозглым осенним вечером, вскипятить чайничек и посмотреть любимую
телепередачу. Ачто уж
говорить о преимуществах «болгарки» перед напильником... Есть и другие блага
цивилизации, воспользоваться которыми можно, лишь «воткнув вилку в розетку». А
последняя есть, не везде, а если и есть - не всегда работает. Особая проблема
- «пляшущее» напряжение, способное погубить что угодно, кроме разве что
электроплитки.
Вот и получается, что очень разные люди для совершенно
разных целей рано или поздно решаются приобрести свою собственную автономную
«электророзетку». Именно так нужно воспринимать современную, компактную,
экономичную и тихую бензиновую (дизельную) мини-электростанцию.
СТРАТЕГИЯ
ВЫБОРА
При выборе генератора каждый руководствуется
своими личными предпочтениями. Кому-то подавай мобильность и малый вес, другому
необходимы возможность автоматизации и длительной работы, а иной хочет то и
другое сразу да еще чтобы дешево. Но в любом случае приходится, так или иначе,
решать задачу выбора агрегата соответствующей мощности. Для начала попробуем
выяснить, что же это такое - «мощность электрического тока»?
Как рассчитать мощность генератора?
Возьмем, к примеру, 2-киловаттный двигатель,
1-киловаттный пылесос и 300-ваттную морозильную камеру. Что объединяет столь
разные нагрузки? Оказывается, чтобы «запитать» каждую из них, необходим генератор
мощностью как минимум 3 кВА.
Возникает два резонных вопроса. Первый: почему одна
и та же величина (мощность) указывается в разных единицах измерения
(соответственно кВт и кВА). И второй: почему потребителей электрической энергии
(у нас это обогреватель, пылесос и морозильник)
нельзя «стричь под одну гребенку»?
Что такое коэффициент мощности?
Допустим, электростанция вырабатывает 3 кВАи имеет коэффициент
мощности (так называемый cosФ) 0,8. В этом случае мы можем реально получить от
нее лишь 3 кВА Х 0,8 = 2,4 кВт. Здесь и кроется разница между кВт икВА.
Некоторые производители и продавцы по-разному
указывают одно и то же значение
мощности. Например, приводят сразу две величины (3000 ВА при соsФ=0,8
и 2400 ВА при cosФ=1) либо только одну (2400 ВА при cosФ=1), избавляя
покупателя от необходимости самостоятельно выполнять арифметические
вычисления. К сожалению, некоторые продавцы не указывают cosФ
по другим причинам, стараясь выдать электростанцию за более мощную.
Какие бывают нагрузки?
Теперь ответим на второй вопрос. Начнем с пылесоса:
почему применительно к нему нельзя полностью реализовать мощность генератора?
Немного «ликбеза»: активные (омические) нагрузки - те, у которых вся потребляемая
энергия преобразуется в тепло. Примеры: лампы накаливания, обогреватели,
электроплиты, утюги и т.п.
Все остальные нагрузки - реактивные.Они, в свою очередь, подразделяются на
индуктивные и емкостные. Простейший пример первых - катушка, вторых -
конденсатор. У реактивных потребителей энергия превращается не только в тепло
- часть ее расходуется на другие цели, например, на образование электромагнитных
полей.
Электрическое сопротивление пылесоса имеет реактивную
составляющую, причем индуктивного характера. Главный «виновник» этого -
электромотор с его обмотками, которые добавляют к разности фаз генератора
(альтернатора) электростанции собственную разность фаз того же знака
(направления). В результате приходится применять еще один - поправочный - коэффициент
мощности, характеризующий теперь уже потребителя энергии.
С учетом сказанного посчитаем, пылесос какой
мощности сможет «запитать» станция. Для типичного пылесоса соsФ
составляет где-то 0,5. Итак: 3 кВАх0,8x0,5 = 1,2 кВт.
Обогреватель же реактивностью не обладает (соsФ=1),
поэтому станции вполне «по зубам» прибор мощностью 3 кВА Х 0,8 Х 1 = 2,4 кВт.
Высокие пусковые перегрузки
А как быть с морозильной камерой? Почему для работы
ее мотора необходим такой колоссальный запас мощности? Оказывается, что в
момент включения двигатель морозилки потребляет гораздо больше энергии, чем в
процессе работы. Во-первых, он должен выйти на рабочие обороты, а во-вторых,
сразу приступить к перекачке хладагента. И если вентилятор пылесоса можно
сравнить с лодкой на воде, то компрессор морозильника - с той же лодкой на
суше: в первом случае сопротивление движению при разгоне плавно нарастает, а
во втором - максимально велико с самого начала.
А что будет, если, невзирая на расчеты и рекомендации,
подключить 300-ваттный холодильник к станции мощностью 1 кВА? Ситуация может
развиваться по-разному. Если генератор не оборудован специальными системами,
повышающими пусковые токи, то он попросту отключится (сработает
предохранительный автомат). Чтобы этого не происходило, некоторые горе-умельцы
«модернизируют» электростанцию, отключая или блокируя вышеупомянутое защитное устройство.
После такой переделки обязательно что-нибудь «сгорает»: или сам агрегат, или
электромотор, так и не сумевший выйти на рабочие обороты.
При более деликатном подходе проблему высоких
стартовых токов удается решить «бескровно». Наиболее простой путь - изменить
предохранительный автомат таким образом, чтобы его срабатывание зависело не
только от величины, но и от продолжительности перегрузки. Подобные устройства
(они бывают как механические, так и электронные) позволяют! некоторое время
выдавать очень большой ток, но всегда вовремя его отключают, если задача
оказывается невыполнимой.
Встречаются и более «продвинутые» стартовые
усилители, запасающие энергию и выдающие ее при | необходимости. Знать обо всех
этих тонкостях, конечно, необязательно, а вот поинтересоваться о предельных возможностях
приглянувшегося агрегата стоит.
Последнее замечание к нашим примерам: соединительные
провода тоже имеют сопротивление, а значит, они являются потребителями
электроэнергии. Об этом нельзя забывать при расчете мощности.
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР
Электрогенератор, или альтернатор, как его часто
называют специалисты, преобразует механическую энергию вращения вала двигателя
в электрическую энергию переменного тока. В зависимости от его типа и
конструкции электростанция лучше подходит для решения тех или иных задач.
Синхронный
или асинхронный?Для возбуждения ЭДС (электродвижущей силы) в обмотках статора
(неподвижная часть генератора) нужно создать переменное магнитное поле. Это достигается
вращением намагниченного ротора (другое его название - якорь). Для
«намагничивания» используют разные приемы.
Так, у синхронного
генератора на якоре имеются обмотки, на которые подается электрический
ток. Изменяя его величину, можно влиять на магнитное поле, а, следовательно, и
на напряжение на выходе статорных обмоток. Роль регулятора прекрасно исполняет
простейшая электрическая схема с обратной связью по току и напряжению.
Благодаря этому способность синхронного альтернатора «проглатывать» кратковременные
перегрузки очень высока и ограничена лишь омическим (активным) сопротивлением
его обмоток.
Однако у такой схемы есть и недостатки. Прежде всего,
ток приходится подавать на вращающийся ротор, для чего традиционно используют
щеточный узел. Работая с довольно большими (особенно во время перегрузок)
токами, щетки перегреваются и частично «выгорают». Это приводит к плохому их
прилеганию к коллектору, к повышению омического сопротивления и к дальнейшему
перегреву узла. Кроме того, подвижный контакт неизбежно искрит, а значит,
становится источником радиопомех.
Чтобы избежать преждевременного износа, рекомендуется
время от времени контролировать состояние щеточного узла и при необходимости
очищать либо менять щетки. Кстати, после их замены желательно дать им время
«приработаться» к коллектору, а уж затем нагружать станцию «по полной
программе».
Многие самые современные синхронные генераторы
снабжены бесщеточными системами возбуждения тока на катушках ротора (их еще
называют brash-less). Они лишены
вышеуказанных недостатков, а потому предпочтительнее.
Асинхронныйгенератор вообще не
имеет обмоток на роторе. Для возбуждения ЭДС в его выходной цепи используют
остаточную намагниченность якоря. Конструктивно такой альтернатор намного
проще, надежнее и долговечнее. Кроме того, поскольку обмотки ротора охлаждать
не нужно (их просто нет), корпус асинхронного генератора можно сделать
закрытым, и тем самым практически исключить попадание внутрь пыли и влаги.
К
сожалению, асинхронники тоже не лишены недостатков. Стабильность напряжения на
выходе у них обычно хуже, чем у синхронников. Да и способность к пусковым
перегрузкам оставляет желать лучшего: при достижении некоторого критического
значения тока в обмотках статора ротор
попросту размагничивается. Впрочем, намагнитить его не сложно - достаточно подать
на определенные входы указанное
в инструкции напряжение
Конденсаторная система стабилизации
Перечисленные «асинхронные» проблемы частично
решают путем оснащения станций регулятором напряжения и стартовым усилителем.
Однако все эти вороты» лишают агрегат его главного достоинства-простоты.
Сколько
же в нем фаз?
Действительно, зачем нужны непонятные три фазы,
когда и с одной-то не разберешься? Но в том-то и дело, что без них - никуда. Начнем с того, что
трехфазная схема подключения позволяет передавать энергию трех однофазных
источников всего по трем проводам (в
случае однофазной схемы потребовалось бы лить по два провода на каждый такой источник).
В итоге при равной выходной
мощности трехфазный альтернатор компактнее, легче и имеет больший КПД. К тому
же он более универсален - на выходе дает как бытовые 220 вольт, так и промышленные 380. Но имейте в виду:
полноценно работать на одиозную нагрузку трехфазный альтернатор может только
при правильном подключении.
ДВИГАТЕЛЬ
Даже самый распрекрасный альтернатор не выдаст и ватта мощности, если его не
будет вращать двигатель. Какие они бывают и чем различаются?
Бензиновые
моторы
Обычно на станциях малой и средней мощности применяются
карбюраторные, или, как их еще часто называют, бензиновые моторы (совсем
правильный термин - «двигатель внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием»).
Как явствует из названия, топливом для них служит бензин. Сгорая, он отдает
часть своей энергии поршню, совершая полезную работу, а все, что осталось, тратит
на нагрев атмосферы и деталей мотора. Разумеется, чем больше джоулей идет в полезное
дело, тем лучше. Повышение КПД - сложнаятехническая задача, для
решения которой прибегают к разным приемам.
Достичь качественного скачка в борьбе за снижение
расхода топлива удалось при переходе к верхнеклапанной компоновке двигателя.
Одна из таких схем с распределительным валом в картере и штанговым приводом
получила в последние годы наибольшее распространение и обозначается «OHV».
Ее внедрение позволило уменьшить площадь поверхности камеры сгорания, а,
следовательно, уменьшить нагрев деталей мотора. Кроме того, появилась
возможность повысить степень сжатия (с 5-6 до 7-9 единиц) при использовании
бензина прежней марки, что привело к еще большему повышению эффективности. К сожалению,
дальнейшее повышение КПД бензинового двигателя за счет увеличения степени
сжатия нецелесообразно - это потребует значительного увеличения октанового
числа топлива (а значит, и его стоимости). В противном случае горючая смесь,
детонировав, будет сгорать раньше времени, толкая поршень против его движения.
Для следующего качественного шага необходимо кардинально улучшить сам процесс
смесеобразования, то есть отказаться от карбюратора в пользу систем впрыска с
электронным управлением. А цена самой простой из них вплотную приближается к
стоимости недорогого мотора вместе с его карбюратором.
Дизельные
моторы
Дизель обладает недостижимо низким для бензинового
мотора расходом топлива. У него степень сжатия ограничена, главным образом,
прочностью и термостойкостью деталей поршневой и кривошипно-шатунной группы.
Для нормальной работы в жестких режимах их приходится делать очень прочными,
то есть тяжелыми. Как следствие, при высоких оборотах вала они изнашиваются
быстрее, чем более легкие детали карбюраторного двигателя. Вышесказанное никоим
образом не означает того, что дизель менее долговечен (здесь самое время
вспомнить о высоком запасе прочности), а лишь поясняет причину, по которой он
«предпочитает» пониженные обороты.
У такого мотора есть два серьезных недостатка:
высокая стоимость и относительно большая масса. Сложность и дороговизну ремонта
в расчет брать не будем - они скомпенсированы надежностью и долговечностью.
Кратко подытожить проблему выбора типа силовой
установки можно так:
• Любой дизель экономичнее бензинового мотора и к
своей «кончине» обычно успевает окупить разницу в цене.
• «Тихоходный» (1500 об./мин.) дизель превосходит
бензиновый мотор по ресурсу примерно в 4-5 раз, а по весу - в 2-3 раза.
«Быстроходный» (3000 об./мин.) по обоим параметрам опережает карбюраторный
мотор примерно в 1,5 раза.
• Если в конструкции не предусмотрены свечи накаливания
(а они имеются, как правило, лишь на очень мощных двигателях), запустить дизель
при отрицательных температурах весьма непросто.
• Зимой на дизельном моторе необходимо использовать
специальные сорта топлива.
Двух-
и четырехтактные двигатели
Конструктивно двухтактные моторы проще и соответственно
дешевле, легче и надежнее (иногда еще и долговечнее) четырехтактных. Оборотная
сторона медали - повышенный расход топлива и необходимость возиться с маслом
(его приходится подавать» вместе с бензином).
Но нет, худа без добра: густеющее на морозе масло не препятствует прокрутке
холодного двигателя, каждый
оборот которого, кстати, приравнивается
к двум“четырехтактным”. Те,
кто работает или живет на Севере, это прекрасно знают и предпочитают
именно такие движки. Завести промерзший четырехтактник практически невозможно,
и тут уже не до экономии…
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
API
Свидетельство того, что уровень эксплуатационных свойств масла определен
в соответствии со стандартами американского института нефти. Первая буква индекса,
следующая в аббревиатуре за API,
обозначает категорию: «S» - для бензиновых
моторов, «С» - для дизельных. Вторая - группу качества. Самый низкий уровень -
у масел с буквой «А», более высокий - «В» и т.д. Если обозначение двойное,
например, «АРISJ/CF»,
значит, смазку можно использовать и как «SJ», и как «CF».
AVR -
расшифровываетсякак Automatic
Voltage Regulator. Эту систему устанавливают на синхронные
альтернаторы для стабилизации выходного напряжения (обычно оно поддерживается
с точностью до 5%). Для прецизионной (точной) регулировки используют
дополнительные электронные устройства, которые, как правило, приобретают за
отдельную плату.
SAE- означает, что класс вязкости масла определен в соответствии со
стандартами Общества автомобильных инженеров США. Зимние классы обозначают в
виде числа с индексом «W» (от «winter» - зима), например «SAE 5W»; летние - только числом, например, «SAE 30»; а универсальные - комбинацией
того и другого через дефис, например, «SAE 5W-30». Кстати, для двигателей,
смазывающихся разбрызгиванием, вязкость особенно важна. Слишком густое масло не
образует «масляного тумана», а потому не поступает на трущиеся пары.
Тепловой автомат без плавкого предохранителя -
предназначен для защиты генератора от перегрузок. На сегодняшний день это
самое распространенное устройство защиты электросети. К слову, всем известные
«пробки», «вылетающие» в наших домах, работают по такому же принципу.
Достоинства - простота, надежность, низкая стоимость Недостатки - инертность
срабатывания и невозможность реализации всех ресурсов станции по перегрузкам.
Бесщеточный генератор (brashless) - синхронный
альтернатор, в конструкции которого не используются щетки. Он не требует обслуживания,
долговечен и при работе не создает радиопомех. Интенсивно вытесняет с рынка
малой и средней по мощности техники генераторы традиционной конструкции.
Декомпрессор- при ручном запуске
автоматически приоткрывает один из клапанов мотора и тем самым облегчает раскрутку вала до необходимых оборотов.
Практически все четырехтактные моторы (и, дизельные, и бензиновые), имеющие
ручной стартер, оснащают этим устройством.
Дифференциальная
защита от утечек тока и короткого замыкания– обычно входит в списокопций, предлагаемых за дополнительную плату. Назначение
– повышение безопасности работы с генератором. Дело в том, что виновником
большинства травм выступает ток, проходящий между фазой и землей. Пример:
человек стоит на раме генератора и дотрагивается до неизолированного провода.
Обычный автомат в такой ситуации, естественно, не срабатывает - слишком мала
нагрузка, а вот дифференциальная защита обязательно разомкнет силовую цепь.
Защита
по уровню масла - предусмотрена на всех современных моторах. При
снижении уровня ниже критического она отключает двигатель либо сигнализирует
об этом. На моторах, оснащенных масляным насосом, как правило, контролируется
не уровень, а давление масла в рабочем контуре.
Класс
защиты по DIN 40050- немецкий стандарт,
по которому оценивается защищенность альтернатора от внешних воздействий. Он
обозначается двумя буквами (IP) и двумя цифрами.
Первая цифра означает: «0» - защита отсутствует:
«1» - защита от посторонних предметов размерами более 50 мм; «2» - защита от
касания пальцами и от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более
12 мм; «3» - защита от посторонних предметов и частиц диаметром более 2,5 мм;
«4» - защита от касания инструментом, пальцами и проволокой диаметром более
1мм, защита от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более 1 мм;
«5» - полная защита от касания вспомогательными средствами любого типа и от
проникновения пыли.
Вторая цифра означает: «0» - защита отсутствует;
«1» - защита от вертикально падающих капель воды; «2» - защита от капель воды,
падающих под углом 15 градусов к вертикали; «3» - защита от струй воды, падающих
под углом до 60 градусов от вертикали; «4»
- защита от водяной пыли, распространяющейся со всех сторон; «5» -
защита от струй воды, падающих со всех сторон под любым углом.
Системы
повышения экономичности. Ими оснащены в основном современные агрегаты, имеющие электронную
систему управления. Экономичный режим включается либо вручную, либо
автоматически при уменьшении потребляемой мощности до критического уровня. При этом
мотор станции начинает работать на пониженных оборотах, что
позволяет
тратить меньше топлива (до 30% при работе с частыми перерывами) и уменьшить
уровень шума.
Система
стартового усиления- применяется для улучшения перегрузочной способности. В случае
асинхронников, как правило, не позволяет достичь результатов, характерных для
синхронников. Кстати, у последних система стартового усиления чаще всего представляет
собой предохранительный автомат, имеющий специальные характеристики.
Смазка
под давлением- способствует долговечной работе мотора с малым износом и редким
обслуживанием. Такая система при наличии фильтра осуществляет также фильтрацию
масла, а значит, продлевает срок службы смазки и улучшает стабильность ее
свойств. Ее применение оправданно для дорогих двигателей с высокой мощностью и
загруженностью.
Топливный
(топливоподкачивающий) насос - у бензиновых электростанций позволяет поместить
топливный бак (или дополнительные емкости) ниже уровня карбюратора, а у
дизельных - разместить баки намного ниже мотора (например, на нижнем этаже
здания или вообще под землей). Выпускают насосы с механическим (их размещают
непосредственно на двигателе), электрическим или пневматическим (вакуумным)
приводом.
Управление
воздушной заслонкой. Воздушная заслонка необходима для искусственного обогащения
рабочей смеси (так называют смесь воздуха и бензина, производимую
карбюратором). Она способствует легкому и уверенному запуску мотора, особенно в
условиях пониженных температур. Перед стартом заслонку следует закрыть, а
после прогрева - открыть. Есть как простые системы с вакуумным приводом, так и
более сложные с вакуумным приводом и датчиком температуры.
Свечи накаливания- служат для облегчения запуска дизельного мотора в условиях
пониженных температур. Обычно их устанавливают на мощные двигатели (за
дополнительную плату).
СПРАВКА
Почему
cosФ называют коэффициентом мощности?
Как известно, мощность (измеряется в ваттах), выделяемая
на участке цепи, равна произведению силы тока (измеряется в амперах),
протекающего через него, на разность потенциалов между его концами (измеряется
в вольтах). Так почему нельзя заменить «ВА» на всем понятные «Вт»? Можно, но
только в случае постоянного тока. Дело в том, что импульсы напряжения порой
не совпадают по времени с импульсами тока, различаясь на Ф (или разность фаз).
И тогда при умножении «вольт» на «амперы» нужно вводить поправку -
коэффициент мощности, который равен cosФ и не превышает 1.
Что
такое активная и реактивная нагрузка?
Для начала необходимо уяснить, откуда берется та
самая разность фаз. Ведь в согласии с законом Ома сила тока должна быть строго
пропорциональна напряжению, и никаких фазовых сдвигов в ней не предусмотрено.
Так и есть, но только для нагрузок, обладающих так называемым активным
сопротивлением (типичный представитель таковых - электрообогреватель). Однако
устройство, имеющее в цепях элементы, способные запасать энергию (то есть
обладающие индуктивностью и/или емкостью), в процессе электрических колебаний
вносят некоторую разность фаз между током и напряжением. И тем самым оказывают
дополнительное сопротивление току, не связанное с потерями энергии на нагрев и
совершение механической работы. Оно называется реактивным и рассматривается
независимо от активного.
Что
такое перекос фаз?
При подключении нагрузки на одну фазу трехфазного
альтернатора используется только одна обмотка статора, в то время как в
нормальном режиме задействованы все три. Соответственно реально снять получится
не более чем треть (или 33%) трехфазной мощности. Если попробовать нагрузить
агрегат сильнее, статорная обмотка окажется перегруженной и может «сгореть».
Другое дело, когда генератор сделан с «запасом».
Например, когда при работе на три фазы его обмотки трудятся в треть силы. Тогда
неравномерность распределения нагрузки (это и есть так называемый «перекос
фаз») может составить хоть все 100%. В любом случае, независимо от предельных
возможностей электростанции, нагрузку следует распределять равномерно - это
увеличит КПД альтернатора и снизит нагрев статарных катушек.
Какие
особенности эксплуатации у дизеля?
Чтобы избежать детонации и повысить степень сжатия,
горючее лучше добавлять в цилиндр с воздухом в момент зажигания. Именно так
работает дизельный мотор, в котором компрессия настолько велика, что
температуры сжатого воздуха достаточно для самовозгорания горючего. Как
следствие, в отдельной системе зажигания вовсе нет надобности.
Для нагнетания топлива в форсунки используют ТНВД
(топливный насос высокого давления). Его конструкция не сложна, но требует
очень точной обработки и подгонки деталей. В случае поломки или износа его
обычно не ремонтируют, а, несмотря на высокую стоимость (до 1/3 стоимости всего
мотора), заменяют целиком. Починить его в «полевых» условиях просто невозможно
- тривиальные случаи вроде открутившейся гайки в расчет брать не будем.
Типичными неисправностями топливной аппаратуры,
поддающимися «лечению», являются всевозможные засоры фильтров и «зависания»
запорной иглы форсунок. Не сказать, чтобы легко, но при желании справиться с
ними самостоятельно вполне реально.
Почему
зимой используют специальную «солярку»?
В отличие от бензина дизтопливо «насыщено» различными
примесями, большая часть которых (по массе) относится к парафинам. Летом они
себя никак не проявляют, а вот зимой - при отрицательных температурах -
кристаллизуются, делая жидкость более вязкой. Если их содержание велико,
«солярка» превратится в «студень» или вообще в «твердое тело». А если мало, то
образовавшиеся кристаллики «забьют» фильтр тонкой очистки топлива, даже если
вязкость останется в норме.
Чтобы не попасть впросак, нужно вовремя перейти на
зимние сорта горючего или воспользоваться специальными присадками. Если
содержимое бака уже напоминает кусок желе, они, разумеется, не помогут - ищите
паяльную лампу. Применять такие препараты необходимо заранее.
В чем
особенности двухтактного мотора?
За каждый оборот коленчатого вала (иными словами,
за два такта) каждый цилиндр такого двигателя успевает «переварить» порцию
горючего, тогда как четырехтактнику для этого нужно два оборота. Следствия -
меньшие потери на трение и почти в два раза большая мощность при прочих равных
условиях.
Такты выхлопа и всасывания совмещены с рабочим и
заменены «продувкой». В результате поршень «недополучает» часть энергии, а горючая смесь
попадает не только в цилиндр, но и в выхлопную трубу, Для «вдувания» используют
пространство под поршнем, его обратная сторона выступает в качестве поршня
компрессора. Отсюда и необходимость
подавать масло вместе с топливом - ведь в картер его уже не нальешь.
Исключение составляют
двигатели с системой смазки замкнутого типа, но на «малой» технике их обычно не
применяют.
Почему
генераторы названы «синхронными» и «асинхронными»?
Электромотор - обратимая машина,
то есть он способен не только потреблять, но и вырабатывать электроэнергию. А
значит, электродвигатель и электрогенератор - практически одно и то же
(небольшие отличия - лишь в конструкции). Кстати, именно от моторов
альтернаторы получили свое название.
Рассмотрим три катушки индуктивности, расположенные
по кругу. К каждой из них подведен переменный ток, фазы которого сдвинуты друг
относительно друга на 120 градусов. Сумма их магнитных полей образует вектор
постоянной длины, вращающийся с частотой, равной частоте переменного тока, текущего
по обмоткам.
Если в такой статор поместить цилиндрический ротор
(якорь) из токопроводящего материала, он начнет вращаться, следуя за вектором
намагниченности. Чем больше разность частот вращения его и суммарного поля
катушек, тем больший на него действует крутящий момент. Характер такой работы -
асинхронный (скорость вращения ротора несинхронна частоте изменения поля
статора). Это схема работы трехфазного электромотора (можно было рассмотреть и
однофазный, нотам ситуация менее наглядна).
Чтобы такой движок смог стать альтернатором
(генератором переменного тока), его ротор должен быть не только проводником, но
и магнитом (то есть иметь намагниченность). Конечно, функционирует он
синхронно, то есть частота вырабатываемого тока в точности равна оборотам
ротора, но по аналогии с мотором его называют асинхронным.
Синхронный электродвигатель устроен иначе. Ротор в
этом случае является не проводником, а электромагнитом. Если к обмоткам якоря
подвести ток, то он придет в движение и будет вращаться до тех пор, пока
направление его магнитного момента не совпадет с направлением магнитного
момента статора. Чтобы ротор продолжил вращение, необходимо изменить
направление тока в обмотках. И так каждые пол-оборота. Получается, что частота
изменения переменного магнитного поля в точности совпадает с оборотами
ротора. Отсюда и название - синхронный электродвигатель.
Для превращения такого мотора в альтернатор несколько
изменяют его конструкцию, но принцип работы остается прежним.
Какие
марки альтернаторов наиболее популярны?<
<Основные производители альтернаторов: Endress (Германия), Generac (Англия), Leroy Somer (Франция), Месс Alte (Италия), Metallwarenfabrik Gemmingen (Германия), Sawafuji (Япония), Sincro (Италия), Soga
(Италия), Stanford (Англия), Yamaha (Япония).
Самые
распространенные марки моторов
Бензиновые двигатели выпускают Briqgs Stratton (США), Honda (Япония),
Дизельные двигатели производят Acme
(Италия), Hatz (Германия), Honda (Япония), Iveco
(Италия), Kubota (Япония), Lombardini (Италия), Robin
(Япония), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония) и др. Отечественные
дизели выпускают в Вятке, Туле, Челябинске, Владимире, Рыбинске и Ярославле, но
устанавливакг их только на мощных электростанциях. Правда, несколько лет назад
в Туле было разработано «семейство» современных дизельных моторов малой и
средней мощности, но дальше опытных партий дело не пошло.
Кто
собирает электростанции?
На российском рынке чаще встречаются мини
электростанции иностранного производства под еле дующими торговыми марками: Daishin (Япония) Endress (Германия), Energo (Япония), Geko (Германия), Generac (Англия), Honda (Япония), Kubota (Япония), L Europea (Италия), Mitsubishi (Япония), SDMO
(Франция), Sparky (Болгария), Robin (Япония), Wilson (Англия), Worms (Франция), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония) и др.
Отечественная продукция представлена слабо, если,
конечно, не говорить о чисто промышленной технике. Мини-электростанции из
импортных комплектующих в Москве собирает фирма «АМП Комплект» (торговая марка
«Вепрь»), а в Курске - полностью из отечественных деталей - предприятие
«Электроагрегат». Правда, приставку «мини» в последнем случае применять можно
с большой натяжкой.