| +186 |
Электродвигатели разделяются на:
- двигатели переменного тока (синхронные и асинхронные);
- двигатели постоянного тока
. По способу защиты от действия окружающей среды различают электродвигатели:
- защищенные - Защищенные электродвигатели имеют защитные приспособления (в виде сеток, козырьков), препятствующие доступу посторонних предметов к вращающимся
элементам и токоведущим частям электродвигателя.
Однако пыль, влага, газы имеют свободный доступ внутрь защищенного электродвигателя
- закрытые - Закрытые электродвигатели не имеют специальных отверстий, предназначенных для охлаждения электродвигателя.
К закрытым относятся также герметически закрытые электродвигатели, герметичность которых достигается специальными уплотнителями.
- взрывонепроницаемые - Взрывонепроницаемые электродвигатели снабжаются специальным кожухом, который может противостоять взрыву внутри электродвигателя и препятствует распространению пламени во внешнюю среду.
Применение:
- Общепромышленные электродвигатели
- Взрывозащищенные электродвигатели
- Крановые электродвигатели
- Высоковольтные электродвигатели
- Двигатели постоянного тока
- Электродвигатели переменного тока
Для технического использования выпускаются трехфазные асинхронные электродвигатели номинальным напряжением 660/380 в; 380/220 в; 220/127 в, а также однофазные коротко-замкнутые и коллекторные электродвигатели напряжением 220/127 в.
Для электропривода технологических машин бытового обслуживания промышленного назначения применяют трехфазный асинхронный
короткозамкнутый электродвигатель напряжением 380/220 в, а для машин
бытового назначения — однофазный короткозамкнутый и коллекторный электродвигатель напряжением 220 в.
Там, где производство не предъявляет специальных требований, применяют электродвигатели единой серии А2; АО2; П.
В основе работы электродвигателей лежит процесс электромагнитной
индукции, которая возникает при движении проводящей среды в магнитном поле.
В качестве проводящей среды обычно используется обмотка, состоящая из достаточно большого количества проводников, соединенных между собой надлежащим способом.
Магнитное поле в электродвигателе создается либо с помощью постоянных магнитов, либо возбуждающими обмотками, которые обтекаются токами. Электродвигатели обратимы, то есть могут работать по преобразованию электрической энергии в механическую и, наоборот, в режиме генератора.
В корпусе электродвигателя находится неподвижный полый цилиндрический
статор, набранный из отдельных, изолированных друг от друга пластин электротехнической (магнитной) стали.
На внутренней стороне статора в пазах расположены витки обмотки возбуждения
из медной проволоки.
Внутри статора располагается подвижный, вращающийся на валу ротор, состоящий тоже из стальных пластин, также изолированных друг от друга термостойким лаком. В пазах ротора располагаются витки медной обмотки.
Обмотка статора подсоединяется к источнику переменного тока.
Электродвигатели переменного тока делятся на синхронные и асинхронные, в зависимости от того, в каком отношении находится скорость вращения к частоте. При изготовлении и выборе электродвигателей большое значение имеют условия их эксплуатации и климатические условия, в зависимости от которых используются разные виды электродвигателей, имеющие конструкционные особенности, делающие их пригодными для эксплуатации в различных условиях.
Конструктивно электродвигатели различают по способу их крепления к технологической машине и защите от действия окружающей среды.
В большинстве случаев применяют электродвигатели с горизонтальным расположением вала. Для создания более совершенных конструктивных форм
машин применяют фланцевые электродвигатели с горизонтальным
и вертикальным расположением вала.
За последнее время все чаще применяют встроенные электродвигатели, не имеющие обычного корпуса и подшипниковых щитов. Такие электродвигатели встраиваются в корпус производственной машины
При выборе электродвигателя необходимо учитывать коэффициент их полезного действия и потери электроэнергии в проводниках, питающих электродвигатель. Синхронные электродвигатели используются в качестве двигателей в крупных установках, таких, как привод поршневых компрессоров, воздуховодов, гидравлических насосов и т.д.
Асинхронные двигатели также применяются в промышленности, например, для приводов крановых установок общепромышленного назначения, а также
различных грузовых лебедок и других устройств, необходимых в производстве. Электродвигатели переменного тока имеют огромное значение для
большинства видов промышленности.
Преобразование электроэнергии электродвигателем в механическую сопровождается потерями электрической мощности в обмотках электродвигателя. Эти потери проявляются в виде тепла, нагревающего электродвигатель.
С ростом нагрузки электродвигателя потери мощности, а значит и количество
тепла, увеличиваются.
В электродвигателях неспециального назначения используются изоляционные материалы, допускающие нагрев до 373° К. При более высокой температуре изоляционные материалы разрушаются, резко сокращая сроки действия электродвигателя.
Для тепловых расчетов электродвигателя стандартом предусмотрена температура окружающей среды 308° К. Следовательно, мощность электродвигателя, указанная в его паспорте, рассчитана на температуру окружающей среды 308° К.
Таким образом, степень использования электродвигателя и допустимая нагрузка
на его валу определяются температурой нагрева его изоляции.
Электродвигатель должен быть выбран такой мощности, чтобы при работе с заданной нагрузкой он нагревался до допустимой температуры и соответствовал
по исполнению условиям вентиляции.
. Корпус электродвигателя изготовляют из чугуна или сплава алюминия.
Независимо от конструкции корпуса однотипные электродвигатели имеют одинаковые электрические параметры и одинаковые установочные размеры.
При выборе электродвигателя необходимо учитывать, что при одних и тех же параметрах закрытый электродвигатель вместо защищенного приведет к утяжелению конструкции .
В связи с тем, что каждый завод-производитель применяет свои обозначения
для электродвигателей различных специсполнений и модификаций, привести их полный и подробный список практически невозможно. Обозначение электродвигателей
Выделим лишь общую структуру обозначения типов электродвигателей:
- обозначение серии (А, АО, А2, АО2, 4А, АИР, 5А, 6А, АД, МТ, 4МТ и т.д.);
- исполнение двигателя по способу защиты:
Н – защищенного исполнения, отсутствие знака – закрытое обдуваемое исполнение;
- исполнение двигателя по материалу станины и подшипниковых щитов:
А – станина и щиты алюминиевые,
Х – станина алюминиевая, щиты чугунные или наоборот, отсутствие знака – станина и щиты чугунные;
- электрическое исполнение двигателя:
К – двигатель с фазным ротором, отсутствие знака - двигатель с короткозамкнутым ротором (для крановых двигателей, наоборот – К – двигатель с короткозамкнутым ротором, отсутствие знака – двигатель с фазным ротором),
С – двигатель с повышенным скольжением,
Р – двигатель с повышенным пусковым моментом (в двигателях старых серий аналогичное исполнение обозначалось буквой П – АОП, АО2П),
В – встраиваемый двигатель,
Е – однофазный двигатель с рабочим конденсатором,
Ш – однофазный двигатель с пусковой обмоткой повышенного активного сопротивления,
Ф – двигатель с независимой вентиляцией;
- высота оси вращения (в двигателях новых серий начиная с серии 4А, АИР, 5А, RA, 6А, АД, 4МТ, АМТ), либо габарит (в двигателях старых серий
А, АО, А2, АО2, ВАО, МТ, МТВ, МТF и т.д.);
- установочный размер по длине станины (S, M или L),
- длина сердечника статора (А или В) при условии сохранения установочного размера станины.
- число полюсов (2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 4/2, 6/4, 8/4, 12/6, 6/4/2, 8/4/2, 12/8/6/4 и т.д.);
- конструктивная модификация двигателя:
Н – малошумные,
Е – с пристроенным электромагнитным тормозом,
Б – со встроенными датчиками температурной защиты,
Ж – для моноблочных насосов,
Х2, Х3 – химически стойкие,
С – для сельского хозяйства,
УП – пылезщищенные,
РН – рудничного исполнения,
Т – для текстильной промышленности,
РЗ – для редукторов,
Ш – для швейных машин,
ОМ – для морского флота,
А – для атомных электростанций,
П2 – повышенной точности по установочным размерам,
НЛ – для привода лифтов,
Б2П, ПБ – частотно-регулируемые,
К – выполгнение привязки установочных размеров к мощности двигателя по европейскому стандарту,
Ф – фреономаслостойкого исполнения и т.д.;
- климатическое исполнение и категория размещения (У2, У3, Т2, УХЛ1, У1 и т.д.).
Однако все производители стараются придерживаться единой общепринятой структуры обозначений:
- название серии,
- обозначение электрической модификации,
- высота оси вращения (50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400),
- установочный размер по длине станины (S, M, L или отсутствует, если в данной высоте оси выполняется только одна длина станины),
- длина сердечников статора и ротора (А, В или отсутствует, если в данной станине выполняется только одна длина сердечников),
- число полюсов,
- конструктивная модификация,
- климатическое исполнение и категория размещения.
При заказе двигателя кроме его обозначения, как правило, оговариваются следующие характеристики:
- номинальная мощность, частота вращения, режим работы;
- напряжение и частота питающей сети;
- конструктивное исполнение;
- исполнение вводного устройства.
Пример:
АИР112М4ЭБСУ3, S1, 5,5 кВт, 1500 об/мин, 220/380 В, 50 Гц.
Двигатель серии АИР, высотой оси вращения 112 мм, мощностью 5,5 кВт, частотой вращения 1500 об/мин, напряжения 220/380 В, режим работы продолжительный (S1), сельскохозяственного исполнения, с датчиками и блоком температурной защиты, для умеренного климата, категория размещения 3 (в неотапливаемых помещениях).
|